Главная » Статьи » Статьи |
МКОУ Митрофаовская СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области
Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения химии
Выступление подготовила: Учитель химии Зябкина О.А., 28.03.2014 год
В федеральной Концепции и Программе модернизации образования в России с развитием субъектности учащихся, их умением учиться связывается решение задачи совершенствования качества образования в целом. Содержание образования включает в себя метапредметную, межпредметную, предметную компоненты. Метапредметное относится ко всем предметам и существует вне этих предметов, межпредметное объединяет циклы предметов или образовательные области, предметное – для каждого предмета. Принцип метапредметности заключается в акцентировании внимания обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателей. Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. Формирование метапредметного содержания неотделимо от компетентностного обучения. С позиций компетентностного подхода основным, непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций как уровней образованностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Итак, компетенции это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей, отношений, способностей), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. При этом предлагается выделить химическую компетенцию как ключевую. Она включает в себя химически грамотное обращение с веществами, материалами и процессами, безопасное как для собственной жизни, так и для нормального, естественногофункционирования окружающей среды. Требования нового качества образования позволяет наиболее эффективно использовать предметную область химии для формирования определенных компетентностей в обучении химии ( модель компетентностей): в том числе и метапредметных или учебных- (для организации собственно учебной деятельности по решению проблем, задач, выполнении проектов -целеполагание, планирование, выбор средств и способов выполнения, исполнительские, рефлексия и оценка.) Формами совместной работы по различным областям знаний и их практического приложения может быть система задач повышенной сложности по химии, решение комплексных задач, выполнение проекта, или исследования, реферат по теме, тезисы учащегося по учебной теме с публичной защитой, стендовый материал где включены задания уровня трудности, также вопросы содержания химии, изучаемые на уроке, с дальнейшим выходом их выполнения на уровень учебно-исследовательских, творческих, производственно-деловых, информационно-коммуникативных проблемно-мировоззренческих междисциплинарных задач и проектов. Основными принципами организации этой работы являются вариативность, непрерывность, преемственность учебной и надпредметной программы по химии, целостность учебного и воспитательного процесса, взаимосвязью основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности. Дифференциация и вариативность рассматривается как условие в направлении создания разноуровневых образовательных траекторий развития личности школьников, создание разнообразной, разнохарактерной деятельности учащихся в решении учебно-познавательных, проблемно-исследовательских, проектно-практических задач по химии. Учитываются потребностно-мотивационные, индивидуально-деятельностные, проектно-технологические возможностей на основе выбора, самоопределения учащихся. Возможны социо-культурные, исторические, экологические прикладные аспекты приложения знаний по химии, взаимосвязь образования и социального окружения, партнерство с вузами. Метапредметность предусматривает обеспечение нарастания уровня внутри- и межпредметной интеграции, широкое включение символико-графических средств и форм и средств выражения информации. В компетентностном образовании урок сохраняется как одна из возможных форм организации обучения, но упор делается на расширении иных форм организации занятий выполнения групповых, индивидуальных проектов, исследований, самостоятельной работы в компъютерном кабинете, библиотеке, лаборатории, полевых и социальных практиках, где деятельность учащихся может быть организована по развитию предметных знаний либо интеграции различных образовательных областей. Наряду с классно-урочной системой, необходимо параллельно выстраивать иные организационные формы обучения по химии. Такое обучение связано с созданием учебных пространств в лицее– учебных лабораторий, где учащиеся включают свои знания в приобретаемый опыт исследовательской работы, межсубъектной коммуникации, образовательной деятельности. В лабораториях продуцируются результаты собственной образовательной деятельности - творческие работы, социальные практики, практические и экспериментальные исследования, а также индивидуальная работа, консультации. Содержание деятельности предусматривает - постановку задач, работу над проектом, обсуждение, рефлексию, тренинги, круглые столы. В сравнении с уроком возможности применения исследовательских, проектных, проблемно-эвристических моделей обучения, задачного подхода, кейс-стади значительно расширены. Деятельность приобретает личностно интересный и социально значимый характер. Компетентностный подход предполагает изменение системы оценивания. Педагогическая оценочная практика должна обогащаться через применение рейтинговых оценок, экспертных карт, накопительной системы, портфеля достижений и т. д. Процедуры оценивания включают самооценку учащихся, оценку учителя, взаимоконтроль и совместное обсуждение полученного результата. Таким образом в процессе обучения химии необходимо формировать следующие метапредметные компетенции: - ориентация учащихся в различных областях; - общеучебные умения информационно-логического характера; - организация собственной учебной деятельности; - основные универсальные умения информационного характера; - использование средств информационных и коммуникационных технологий; - принятие решений и управление; - формирование навыков исследовательской деятельности; - взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Источник: http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/12/02/formirovanie-klyuchevykh-metapredmetnykh-kompetentsiy-v-protsesse | |
Просмотров: 354 | |
Всего комментариев: 0 | |